ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
10 , Октябрь 2021
Работа с клиентами
Маркетинг

Как гендир сегментирует целевую аудиторию, чтобы увеличить прибыль

Вы узнаете: чем сегментация аудитории отличается от гиперсегментации, а также как привлечь платежеспособных клиентов типа «альфа-самцов» и «гедонистов».

Александр Пичугин, Генеральный директор и управляющий партнер «Феодальной сети баров», Москва

Открывает бары, которые окупаются в среднем за год

Александр Пичугин

Окончил Восточно-Казахстанский государственный технический университет. Начал заниматься бизнесом в студенчестве. Основатель и совладелец коммуникационного агентства Maslo Media. Совладелец, управляющий компанией Smurov.Group. Преподает авторский курс «Маркетинг и PR для ресторанного бизнеса» в Бизнес-школе RMA.

«Феодальная сеть баров»

Крупнейшая танцевальная сеть баров в России, куда входят бренды «Руки ВВерх! бар», Nebar, El Сhapo, Irisky Bar, Spletni Bar, бар «Коммуналка». Заведения сети расположены по всей стране. Более 140 тыс. гостей посещают бары сети ежемесячно. Виды деятельности: запуск и управление ресторанно-барным бизнесом, разработка барных концепций, продажа франшиз.

В 2008 году, когда мы открыли первый бар под брендом сети, были золотые времена. Достаточно было запустить красивый ресторанчик, и люди шли туда. Сейчас аудитория насытилась ресторанами и барами, посетители стали намного разборчивее.

Теперь первое, с чего мы начинаем, когда открываем ресторан, — это изучение клиентов, их мотивов потребления и поведенческих паттернов. То есть отвечаем на вопросы, которые помогут нам лучше узнать потенциальных гостей: что их приводит в заведения, почему они возвращаются, что хотят там получить. Мы это делаем при помощи сегментации аудитории.

Алгоритм оценки аудитории

Расскажу про алгоритм, по которому мы исследуем аудиторию и рынок, перед тем как запустить проект. Исследование проводим своими силами.

1. Приезжаем на место. Обычно в составе группы управляющий одного из баров, арт-директор, маркетолог, пиарщик, иногда и я лично принимаю участие.

2. Наблюдаем за аудиторией. Узнаем, какие заведения работают, насколько они успешны. Критерий успешности такой: посещаем заведение в пятницу вечером и в субботу, смотрим, насколько заполнен зал, какое настроение у гостей, как они реагируют на музыку от диджеев, какую еду заказывают и т. д.

Обычно обходим 10–15 заведений. Так складывается картина ресторанного бизнеса города и аудитории.

3. Общаемся с экспертами рынка. Далее исследуем конъюнктуру рынка путем интервью с арт-директорами, управляющими ресторанами. Узнаем у них, какие заведения сейчас наиболее популярны, какие убыточны, какой персонал работает.

Мы приглашаем их как на собеседование для устройства на работу. Для этого заранее анонсируем свой приезд в город и зовем лучших специалистов работать в новом баре. Всего проводим около 10 интервью. Если в результате собеседования понимаем, что кто‑то из кандидатов нам подходит, трудоустраиваем их.

Личный опрос представителей целевой аудитории не проводим. По опыту, это неэффективно: люди или сами не знают, чего хотят, или просто врут.

4. Делим целевую аудиторию на психотипы. Собрав всю информацию, мы делим аудиторию на психотипы с помощью классификации американского психолога Сьюзен Деллингер.

15
заведений обходит команда Александра Пичугина, чтобы составить портрет аудитории

Типология Деллингер

Сьюзен Деллингер выделяет такие психотипы:
«квадраты» — это консерваторы, которые чтут традиции;
«круги» — душевные люди, которые ценят уют и комфорт, живое общение;
«треугольники» — прирожденные лидеры и карьеристы, те, кто стремится к деньгам и власти;
«зигзаги» — креативщики, которые любят творчество, новизну, риск, скорость, самовыражение.

Зачем это нужно? Допустим, мы хотим видеть ядром целевой аудитории девушек в возрасте от 35 до 40 лет с постоянной работой, карьерными достижениями, в браке, возможно, с детьми, с автомобилем дороже 1,5 млн руб. и с собственным жильем, пусть даже в ипотеку.

Однако под это описание могут подходить абсолютно разные по внешности и поведению люди. Например, одна — в красном платье, с ярким макияжем, кудрявыми рыжими волосами и на высоких каблуках. По психотипу скорее «зигзаг».

Другая — скромная блондинка с собранными волосами, в строгом брючном костюме и пальто. Явная представительница «квадратов».

По общепринятым критериям эти девушки одинаковые. Но психотипы у них разные. Поэтому внешне они сильно различаются и ведут себя по‑разному. Мотивы посещения ресторана у них тоже разнятся.

Первая пришла за какими‑то эмоциями, возможно, чтобы встретиться с любовником. Второй девушке, скорее всего, захочется провести тихий вечер под джазовую музыку, попробовать какие‑то изысканные блюда. Им понравятся заведения разных форматов.

Мы не перечисляем все эти подробности внешности и поведения в исследовании. Просто обозначаем, что аудитория баров и ресторанов в данном городе, например, «круги» и «квадраты». Значит, здесь лучше открыть «Руки ВВерх! бар». И наоборот, если видим, что посетители подобных заведений — лидеры-«треугольники» и креативщики-«зигзаги», то рекомендуем открывать Nebar.

С таким подходом мы открыли 28 баров. Все продолжают работать. Ни один не закрылся по причине экономического провала даже в пандемию.

Я разработал свою классификацию на основе наблюдения за гостями в ресторанах и барах России

Развитие идеи: новые ниши для бизнеса

Мы охватили два крупных сегмента потребителей: до 30 и старше 35 лет. Задумались, как развиваться дальше. И поняли, что пора переходить к гиперсегментации, чтобы создать новые заведения для более узких целевых аудиторий.

Я разработал свою классификацию на основе наблюдения за гостями в различных ресторанах и барах России. В каждом из этих больших сегментов кроме «гедонистов» есть несколько маленьких групп. Например, среди «студентов» выделяем «детей богатых родителей», «стиляг-тусовщиков» и «бюджетников». Увидев небольшие группы, мы начали продумывать концепцию новых баров.

Мексиканский бар. Решили, что концепцию Nebar можно развить. Так появился проект El Chapo, где главное также атмосфера свободы и вседозволенности, только с латиноамериканским акцентом.

Целевая аудитория El Chapo — «дети богатых родителей», «стиляги-тусовщики», «альфа-самцы» и «хищницы». Все те, кто любит новые, яркие ощущения, зажигательную музыку, нестандартную кухню и напитки.

Например, в El Chapo играет живая музыка в исполнении колоритных «уличных музыкантов» мариачи в мексиканских костюмах. Официанты, или, как мы их называем по‑испански, «мучачос» и «сеньоритас», заигрывают с гостями — к примеру, могут подкинуть пакетик со жвачкой со словами «Попробуйте это, когда закончите кушать».

С одной стороны, так мы проявляем заботу о посетителях, поскольку все блюда по‑мексикански острые и жвачка после них будет кстати. С другой — это элемент игры, потому что гости сначала не догадываются, что это жвачка: маленький пакетик напоминает что‑то запрещенное.

Заведение на каждый день. Для аудиторий «закадычные друзья» и «коллеги» мы открыли бар «Коммуналка». С винтажным интерьером, артефактами из прошлого, где можно посидеть компанией, попробовать домашние настойки и почувствовать себя как в гостях у друзей.

Место для сбора «альфа-самцов». Скоро запускаем еще один проект — Irisky Bar, где ежедневно будет разворачиваться захватывающее шоу в исполнении «ирисок», или bar girls. Они будут танцевать (зажигательные танцы, но не стриптиз), готовить коктейли за баром и т. д.

Ядро целевой аудитории будущего заведения — мужчины 35–50 лет, главным образом управленцы и собственники бизнеса. Несмотря на семейное положение, они отдыхают в компании красивых спутниц и ни в чем себе не отказывают. Также этот бар будет интересен для «хищниц», «детей богатых родителей» и «стиляг-тусовщиков».

Общение за бокалом вина. Для эстетской аудитории — «гедонистов», «девочек-подружек» и «закадычных друзей» — планируем открытие Spletni Bar, куда можно будет прийти на поздний завтрак, а днем и вечером — обсудить новости.

Главное в этом заведении — живое общение. Персонал будет поддерживать любые разговоры гостей, рассказывать смешные истории про вино, делиться сплетнями. Формат фьюжен позволит соединить несколько концепций: утром и днем — гастробар, вечером — винное заведение, а ночью — коктейльный бар.

Результаты

У нас 28 баров. Мы крупнейшая сеть танцевальных баров в стране. Второй показатель успеха — выручка. В одном из баров в Москве за прошлый год она составила 112 млн руб. Площадь этого бара небольшая — до 450 кв. м. Важен и показатель рентабельности: у нас он около 30 процентов. В общепите он не превышает 15 процентов.

Проверка предположений

13 лет назад мой партнер Павел Чесноков совместно с DJ Romeo решил открыть бар для платежеспособной публики. Они сразу задумались о том, кто будет целевой аудиторией, хотя бы по возрастному и половому признакам, уровню дохода. Действовали интуитивно, исследований не проводили.

Сделали акцент на аудитории младше 30 лет. На тот момент в Санкт-Петербурге было много заведений, где можно было посидеть с друзьями и пропитаться духом этого города. Мы предположили, что хорошо бы создать бар с совершенно другой концепцией — атмосферой вседозволенности, легкомысленности и свободы для студентов и молодых людей до 30 лет, которые находятся в поиске своего места в жизни.

Открыли заведение под брендом Nebar. Сделали ставку на «попсу». Это позволяло нам экономить на диджеях и арт-программе. Придумали слоган — «У нас можно…», который написали в центре зала. К примеру, можно танцевать на барной стойке.

Ярко вели пиар-компанию, постоянно конфликтовали со всеми надзорными службами. Например, выходила реклама с таким слоганом: «Пустите меня на лицо, пьяной подвигаться». Концепция бара быстро набрала популярность, молодежь к нам потянулась.

Охватили людей категории 30–35 лет. Второй широкий массовый сегмент — люди старше 30–35 лет. Все, что предлагал им рынок на тот момент, — это пивные рестораны и совсем злачные заведения с непонятными гостями

и низким средним чеком. Мы предположили, что большинству людей в этом возрасте хочется культурно отдохнуть, вспомнить детство, юность, школьные и студенческие дискотеки.

Сергей Жуков и Павел Чесноков придумали концепцию и открыли первый «Руки ВВерх! бар» в Санкт-Петербурге. Репертуар сформировали на основе песен 90‑х и начала 2000‑х годов. Если в Nebar мы сделали акцент на вседозволенности, то в «Руки ВВерх! бар» — на ценностях.

В интерьер внесли атрибуты 90‑х, например плакаты с Сильвестром Сталлоне и Ван Даммом. Продумали меню. В нем есть, например, «Сковородка от папы» — жареная картошка с яичницей и колбасой, коктейли «Юпи», «Крошка моя».