ещё
свернуть
Все статьи номера
10 , Октябрь 2017
Лидерство
Правила лидера

Идеи от IKEA. Какие ценности помогли Ингвару Кампраду построить всемирно известную компанию

Вы узнаете: как противостоять нападкам конкурентов и сохранить в компании семейную атмосферу.
Виктория Шилкина, Главный редактор проекта «Главная мысль», Москва

Основателю IKEA Ингвару Кампраду 91 год, он живет в шведском городке Эпаленж в окружении многочисленных детей и внуков. Бизнесмен уверяет, что всегда готов принять в семью новых членов, — именно так он относится к сотрудникам своей компании. Кампрад обожает приглашать гостей и обсуждать дела за столом. В мире бизнеса швед прослыл чудаком, потому что всегда следует собственным путем, в противовес тенденциям и мнению большинства.

1
Строить компанию как большую семью

Когда семейное дело уже можно было назвать полноценной фирмой, Ингвар продолжал исповедовать простую философию управления: в компании работают только те, кого ты считаешь семьей. Компания давно переехала в просторный офис и наняла сотни рабочих, но домашняя атмосфера сохранялась. Глава фирмы шел по пути упрощения: в 1960‑х годах решил, что сотрудникам не стоит носить деловые костюмы. «Было странно прийти на работу в свитере и без галстука. Все обращались друг к другу на „ты“, хотя некоторых это коробило», — вспоминал один из служащих.

Правда, Кампрад признается, что иногда родственные отношения вредят работе: «Моей худшей ошибкой было участие в бизнесе по производству телевизоров в качестве совладельца фабрики. Это стоило IKEA 30% доходов (около 6,25 млн долл. США) за пятилетний период. Менеджером я назначил мужа моей родственницы, но он и директор фабрики больше увлекались полетами на аэропланах, чем делами. Самое ужасное, что я видел проблему, но не мог найти мужества, чтобы вовремя все прекратить».

2
Виртуозно обходить препятствия

В начале пути из‑за политики низких цен компанию бойкотировали поставщики и другие игроки рынка. Фирму не пускали на выставки, не давали заказывать сырье, срывали доставку грузов. Некоторые поставщики присылали мебель, но «забывали» указывать на ящиках имя получателя. Другие соглашались делать мебель для IKEA, но только если дизайн будет полностью изменен. IKEA выкручивалась как могла. Если компании не разрешали участвовать в ярмарке, она делегировала другую фирму, принадлежащую Кампраду, или какого‑нибудь надежного поставщика. В конце концов конкуренты сдались. А IKEA открывала собственные павильоны и магазины.

3
Создавать и продавать новые концепции

Однажды дизайнер IKEA Гиллис Лундгрен фотографировал стол, который следовало упаковать. Он недовольно бормотал, что стол занимает уйму места, и вдруг предложил: давайте открутим ножки и положим их под столешницу. Так в компании родилась идея плоских посылок. Это стало началом революции. Каталог 1953 года предложил покупателям разборный стол «Макс». Поначалу идею мало кто оценил. Газеты высмеивали компанию: публиковали комиксы и фельетоны о том, как заказчики мучаются с отверткой, получив по почте конструктор. Невзирая на это, IKEA оттачивала идею. Чем больше разборной мебели производила компания, тем меньшую цену она просила за свою продукцию. Со временем Кампрад отказался от услуг страховых агентств. Благодаря надежной плоской упаковке сборная мебель меньше «травмировалась» при перевозке. Вскоре в IKEA ввели самообслуживание и установили на выходе кассовые аппараты. Торговля по каталогам резко сократилась. Покупатели взяли на себя самую трудоемкую задачу — доставку и сборку мебели, что позволило компании увеличить прибыль вдвое.

4
Беречь корпоративные ценности

125
млн долл. США составляет нынешний годовой оборот первого магазина IKEA. В нем работают 4 тыс. служащих

Ключевых сотрудников Кампрад отбирает лично, не доверяя мнению подчиненных. HR-менеджер компании рассказывает: «Мы назначили нового директора по производству, который коллегам очень понравился. Но Ингвар не был уверен в правильности выбора. Он пригласил новичка на свою ферму — порыбачить. Мужчины проговорили всю ночь, а на следующий день удрученный Ингвар пожаловался, что сейчас невозможно найти надежного человека. Оказалось, новый сотрудник не признает ценностей компании. Поиски директора пришлось возобновить».

С 1953 года в IKEA есть традиция — вместе встречать Рождество в здании склада DC Nord. Сначала в празднике участвовало 30 первых сотрудников, которые слушали речь Кампрада и получали из его рук подарки. Теперь, когда в IKEA работает более 40 тыс. человек, на Рождество собирается 1600 служащих, которые лучше всех проявили себя за год. Список приглашенных Кампрад составляет лично. Праздничный стол скромный: молоко, бутерброды с ветчиной, кофе и имбирное печенье. Ветеранов компании, отслуживших более 20 лет, награждают золотыми значками. Их глава IKEA чествует особо.

Заповеди продавца мебели

Полный текст «Заповедей торговца мебелью» IKEA впервые опубликовала в 1976 году. Его множество раз переиздавали и распространяли среди служащих компании по всему миру. Последнее издание появилось в 1996 году и насчитывало 36 страниц. Вот его краткое изложение.

1. Ассортимент изделий — это наше основное отличие. IKEA предлагает широкий ассортимент красивых и функциональных товаров для дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их купить.

2. Душа IKEA — это живая и реальная сила. Компания построена на энтузиазме, желании обновления, бережливости, ответственности и простоте. Мы должны проявлять заботу и воодушевлять друг друга. Жаль тех, кто не хочет или не может быть вместе с нами.

3. Прибыль создает ресурсы. IKEA стремится получать прибыль при низких ценах, хорошем качестве, эффективном развитии производства, улучшении торговли и экономии.

4. Достигать хороших результатов ограниченными средствами. Расточительность считается в IKEA смертным грехом.

5. Простота — это достоинство. Сложные правила парализуют, завышенные планы приводят к гибели компаний, а простота придает сил. Наши сотрудники не ездят на шикарных машинах и не останавливаются в дорогих отелях.

6. Мы выбираем свой путь. Если бы мы с самого начала спросили совета у экспертов, стоит ли строить такое большое предприятие, как IKEA, в таком маленьком местечке, как Эльмхульт, они стали бы нас отговаривать. Компания идет своим путем, превращает фабрики по пошиву рубашек в предприятия по изготовлению штор, а заводы по производству оконных рам — в мебельные фабрики.

7. Концентрация сил важна для нашего успеха. Мы никогда не можем делать все, везде и одновременно.

8. Брать на себя ответственность — это наша привилегия. Страх перед ошибками — корень бюрократии и враг развития. Пользуйтесь привилегией — Вашим правом и долгом принимать решения и брать на себя ответственность.

9. Главные дела ждут нас впереди — великолепное будущее! За десять минут можно так много сделать. Давайте и дальше оставаться группой убежденных фанатиков, которые с упорством отказываются принимать на веру слово «невозможно».

Библиотека «Главная мысль»

Это книги по бизнесу, саморазвитию, психологии в формате кратких изложений и обзоров.

В библиотеке собраны новинки современных

издательств и классическая литература по бизнесу. Более 300 книг на данный момент. В том числе книга Бертила Торекуля «Сага об ИКЕА».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.gd.ru).